Открытие основных генов резистентных штаммов бактерий поставило перед разработчиками лекарственных средств новые цели

Ученые-биомедики, проводящие трансляционное исследование в двух институтах в Баффало, Миннесота, сообщают об открытии нового, ранее неизвестного набора генов, вызывающих рост потенциально смертельных резистентных бактерий. Исследование не только ставит перед фармацевтами новые цели при разработке лекарственных средств, оно также предполагает, что типичные методы изучения бактерий в лабораторных условиях не всегда являются лучшим способом для поиска необходимых антимиробных препаратов.

Статья посвящена грамотрицательным бактериям Acinetobacter baumannii. Она была опубликована в текущем выпуске mBio, в разделе «Выбор редактора». Полученные результаты могут быть релевантными для других видов грамотрицательных бактерий.

A. baumannii является причиной растущего числа внутрибольничных инфекций по всему миру. Она может оказаться смертельной для пациентов с серьезными заболеваниями, пожилых людей и пациентов, перенесших хирургическое вмешательство. Также инфицированию подвергались солдаты, получившие боевые ранения в Ираке и Афганистане.

«Как правило, для здоровых людей риска заражения нет», - объясняет ведущий автор Тимоти Амлэнд, доктор философии, научный сотрудник Института Hauptman-Woodward Medical Research (HWI) и профессор структурной биологии в Школе медицины и биомедицинских наук Университета Баффало (UB). «Но особенность А. baumannii в том, что, выживая в условиях стационара и обладая устойчивостью к обычным дезинфектантам, она является причиной внутрибольничного инфицирования».

«Как правило, важные гены патогенных микроорганизмов выявляют путем выращивания бактерий в оптимальных для них условиях», - говорит соавтор исследования Томас Руссо, доктор медицинских наук, профессор UB в отделениях медицины и микробиологии и иммунологии. «Найденные гены вносятся в Базу данных основных генов (DEG), которая содержит информацию о генах, являющихся необходимыми для существования каждого организма».

Исследователи HWI и UB попытались понять, что необходимо бактериям A. baumannii для роста и развития после заражения пациентов. «Лабораторные условия, имитирующие различные состояния окружающей среды, отличны от того, что происходит в организме пациента», - говорит Амлэнд, - «где питательные вещества, необходимые бактериям, будут присутствовать в очень небольших количествах, и где бактерии будут испытывать действие иммунной системы. Мы специально пытались протестировать гены, важные для роста бактерий, в этих более реалистичных условиях».

«Мы обнаружили, что почти все из этих 18 генов не были определены в базе DEG, как существенные, так как они не были необходимы для роста бактерий в идеальных лабораторных условиях», - поясняет Руссо. «Самая большая опасность состоит в том, что достаточно много штаммов A. baumannii устойчивы почти ко всем антимикробным препаратам, а некоторые штаммы устойчивы ко всем без исключения. И, что еще хуже, в настоящее время в разработке нет новых лекарств, которые могут быть эффективны против A. baumannii».

В настоящее время исследователи рассматривают антибактериальные препараты, которые могли бы быть эффективными против действия открытых ими генов.

Источник: Infection Control Today