Болезнетворные бактерии перемещаются по больнице вместе с воздушными потоками

Больничные бактерии могут передвигаться в воздушных потоках и оседать на поверхностях далеко от кроватей инфицированных пациентов, утверждают исследователи из Университета Лидса, Великобритания. Результаты исследования, профинансированного Научным советом по инженерным и физическим наукам (EPSRC) и проектно-инженерной компанией Arup, могут объяснить, почему, не смотря на строгий режим уборки и гигиенический контроль, некоторые больницы продолжают борьбу за предотвращение передачи инфекций от пациента к пациенту.

Уже признано, что больничные бактерии, такие, как MRSA и C. difficile, могут передаваться при контакте. Пациенты, посетители и даже персонал больницы могут нечаянно прикоснуться к поверхности, на которой осели бактерии, а затем передать их другим людям. Это держит больницы в постоянном напряжении и усиливает необходимость тщательной уборки и гигиены рук. Но исследование Университета Лидса показало, что кашель, чихание или просто встряхивание постельного белья может способствовать распространению бактерий в воздухе, что позволяет им оседать на только что очищенных поверхностях.

Аспирант Марко-Филипе Кинг использовал специальную биологическую аэрозольную камеру для воспроизведения условий одно- и двухместной больничных палат. Он сымитировал чихание, распылив аэрозоль, содержащий S. aureus, из лежащего на кровати подогреваемого манекена, изображающего пациента. Предварительно Кинг разложил открытые чашки Петри на прикроватные тумбочки, стулья и умывальники, а затем проверил, куда именно попали и где размножились бактерии.

Результаты эксперимента подтвердили, что бактерии могут распространиться на все поверхности в палате. «Уровень загрязнения непосредственно вокруг кровати пациента был высок, но этого можно было ожидать. Больницы всегда моют кровати и дезинфицируют поверхности рядом с ними», - говорит руководитель исследования доктор Кэт Ноакс из Школы гражданской инженерии при Университете. «Однако мы обнаружили значительное количество бактерий по всей комнате в радиусе 3,5 метров, особенно по направлениям циркуляции воздушных потоков». «Теперь мы должны выяснить, является ли это важным путем распространения инфекций», - добавляет со-руководитель доктор Энди Слей.

Исследователи надеются, что компьютерное моделирование поможет при оценке рисков. Полученные данные были сопоставлены с направлениями воздушных потоков в макете больничной палаты, и исследовательская группа утверждает, что может точно предсказать, как именно бактерии оседают на поверхностях. «Используя наши знания динамики потока воздуха, мы можем определить, как планировка палат, расположение окон, дверей и вентиляционных отверстий может помочь предотвратить оседание бактерий на поверхностях», - говорит Кинг.

Статья «Биоаэрозольное оседание в одно- и двухместных больничных палатах: Численное и экспериментальное исследование» была опубликована в журнале Building and Environment.