Как распространяется резистентность к антибиотикам? Ученые нашли ответ в носу

Резистентность антибиотиков – это результат необъяснимой способности бактерий трансформироваться и адаптироваться, «обманывая» фармацевтические препараты, которые призваны бороться с ними. Но как именно бактерии приобретают и распространяют резистентность внутри зараженного человека, для большинства из них пока не удалось установить.

В настоящее время микробиологи из Университета Буффало, проводя опыты на мышах, выяснили, каким образом устойчивость быстро и эффективно развивается в микробах, вызывающих дыхательные инфекции, например, пневмококк. Ученые обнаружили, что резистентность связана с передачей ДНК между штаммами бактерий в биопленке в носоглотке.

В статье, опубликованной в прошлом месяце в журнале mBio, авторы заявили, что генетический обмен антибиотикорезистентностью в носу происходит примерно в 10 млн. раз более эффективно, чем в крови животных, что гораздо выше, чем ожидалось. «Бактерии «одалживают» друг другу ДНК, чтобы быстрее адаптироваться в организме носителя и стать менее чувствительными к действию антибиотиков», - объясняет ведущий автор Андерс П. Хаканссон, кандидат наук, доцент кафедры микробиологии и иммунологии в Школе медицины и биомедицинских наук Университета Буффало. Хаканссон объясняет, что данная работа приоткрыла тайну того, как бактерии организуются в ходе колонизации и как эта организация способствует распространению антибиотиков и эволюционной адаптации пневмококков.

Пневмококк является самой распространенной болезнетворной бактерией среди людей. Он обитает в носоглотке каждого человека с возраста примерно 1 год. Обычно пневмококк не опасен для людей, но часто становится основной причиной болезни и смерти от инфекций дыхательных путей и инвазивных инфекций у детей и пожилых людей во всем мире.

«Пневмококк распространен в детских садах, и является причиной множества ушных инфекций у детей», - говорит Хаканссон. «В развивающихся странах, где существует дефицит чистой воды, питания и антибиотиков, это основная причина распространения пневмонии, часто в сочетании с такими вирусными инфекциями, как грипп, приводящей к сепсису и смерти около 1 млн. детей».

«До недавнего времени все эксперименты по распространению пневмококка проводились в лабораторных условиях или в моделях инфекции крови. Хотя известно, что генетический обмен почти всегда происходит, когда бактерии находятся в носу. По некоторым причинам никто не обращал внимания на то, каким образом резистентность распространяется в среде, в которой бактерии обитают, то есть в носоглотке», - продолжает он. «Поэтому наша команда решила провести такое исследование. Полученные результаты превзошли все наши ожидания».

Летом прошлого года исследователи опубликовали в журнале Infection & Immunity статью, согласно которой пневмококковые формы при колонизации носа создают сложные, высоко структурированные биопленки. «Мы обнаружили, что бактерии создают в носу биопленки, которые защищают их от действия антибиотиков», - рассказывает Хаканссон. «Кроме того, мы знаем, что некоторые бактерии должны погибнуть для того, чтобы биопленка была более эффективной. Мертвые бактерии обеспечивают резистентной ДНК другие микроорганизмы; последние, таким образом, становятся более устойчивыми».

Источник: Infection Control Today