ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Е.А. Серогодская, преподаватель основ сестринского дела
ГБОУ СПО города Москвы «Медицинский колледж №6 Департамента здравоохранения
города Москвы»
Профилактика внутрибольничных инфекций является актуальной медицинской и социально-эконо-
мической проблемой. И хотя за последние годы в России были проведены определенные организаци-
онные и практические мероприятия, направленные на борьбу с внутрибольничными инфекциями, си-
туация практически не улучшается.
Говоря о важности профилактики внутрибольничных инфекций, следует отметить, что проблема эта
комплексная и многогранная. Каждое из направлений профилактики ВБИ предусматривает ряд целена-
правленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, имеющих целью предо-
твращение определенного пути передачи инфекции в медицинской организации.
Под угрозой заражения находятся как пациенты, так и медицинские работники. Риску профессио-
нального инфицирования подвержены медицинские работники всех подразделений медицинских организаций. На заболеваемость медицинских работников влияют недостаточное внимание специалистов
санитарно-эпидемиологической службы медицинской организации, длительный контакт с пациента-
ми, несоблюдение мер личной безопасности, утрата чувства самосохранения. Нередки случаи прене-
брежения элементарными принципами санитарно-противоэпидемического режима, охраны труда, пра-
вилами асептики в ходе лечебных и диагностических процедур.
Актуальность вопросов инфекционной безопасности пациента и медработников в медицинской ор-
ганизации не вызывает сомнений. В связи с этим, подготовка медицинских работников по вопросам
предупреждения внутрибольничного заражения требует особого внимания.
Коллектив колледжа, в том числе и наша цикловая комиссия, в состав которой входят преподаватели
основ сестринского дела, прилагает значительные усилия для повышения качества подготовки специа-
листов. С целью формирования профессионально-значимых качеств нами применяются следующие
методы:
• метод конкретных ситуаций, который способствует развитию профессионального клинического
мышления, применению практических знаний в конкретных профессиональных ситуациях;
• имитационные упражнения, которые предполагают моделирование реальных объектов и ситуаций;
• ролевые игры, где наряду с профессиональными составляющими присутствуют поведенческие
компоненты, позволяющие продемонстрировать наличие или отсутствие определенных качеств, а так-
же степень их сформированности;
• игровые тренинги, которые имеют несколько уровней: от разыгрывания стандартных процедур до
имитации проблемных нестандартных ситуаций из реальной практики.
В ходе практических занятий, рассматривая вопросы профилактики внутрибольничных инфекций,
обучающиеся отрабатывают технику мытья рук, умения гигиенической обработки рук с применением
современных кожных антисептиков; делают внутрикожные, подкожные, внутримышечные, внутри-
венные струйные и капельные вливания с учетом безопасности использования игл и предупреждения
травм. Отрабатываются умения безопасного взятия крови из вены для лабораторных исследований
с демонстрацией современных технологий («Вакутейнер», «Моноветт»). В ходе забора материала на
исследование моделируются аварийные ситуации, когда происходит попадание крови пациента на
слизистые оболочки, кожные покровы, одежду медицинского работника, а также при уколе инстру-
ментом, загрязненным кровью, в результате обучающимися демонстрируются профилактические ме-
роприятия, алгоритмы оказания помощи при этих аварийных ситуациях, состав и содержимое аптечки
«Анти-ВИЧ».
На занятиях отрабатывается правильность выполнения таких действий в работе медицинских ра-
ботников, как подготовка материала для стерилизации, укладка бикса, использование различных спо-
собов контроля качества стерилизации, заполнение нормативной документации. В ходе работы обсу-
ждаются и демонстрируются порядок сортировки, порядок обеззараживания, сбора для последующей
утилизации медицинских отходов разных классов.
Практические занятия проводятся в кабинетах доклинической практики, оснащенных необходимым
оборудованием для выполнения медицинских процедур. Оборудован «театр учебных действий», вклю-
чающий имитацию процедурного кабинета с соответствующим оборудованием и муляжами для отра-
ботки манипуляций. Например, обучающиеся применяют жидкое мыло с помощью диспенсера на фо-
тоэлементах, используют сенсорный диспенсер для рулонных полотенец, антисептики
с использованием локтевого дозатора, сенсорные ведра для мусора. Современное оборудование позво-
ляет обеспечить высокий уровень инфекционной безопасности при выполнении манипуляций.
Отработка до автоматического выполнения гигиенической обработки рук, алгоритмов проведения
инъекций, забора крови из вены с обсуждением деталей проводимых манипуляций позволяет выявлять
и устранять ошибки. Активными участниками обсуждения, выявления ошибок в технике выполнения
манипуляций являются сами обучающиеся. Практические занятия формируют у них умение анализи-
ровать, сопоставлять и сравнивать, объяснять причинно-следственные связи, переносить знания в не-
стандартные ситуации в практике. Обучающиеся закрепляют полученные знания и приобретают пра-
ктический опыт во время прохождения производственной практики на клинических базах колледжа.
Опыт показывает, что совершенствование и разнообразие форм и методов обучения, использование
современного оборудования позволяет значительно повысить степень подготовленности обучающихся
по вопросам профилактики внутрибольничных инфекций, стандартов выполнения сестринских мани-
пуляций.
Источник: infomedfarmdialog.ru